Citroen Xantia: автомобиль, неподвластный времени
Каждая модель Ситроен обладает неповторимой особенностью, выделяющей ее среди одноклассников. Citroen Xantia не исключение. Это первый в мире серийный автомобиль с адаптивной подвеской.
«Светлячок»
1993 год — точка отсчета для нового флагмана Ситроен под названием Ксантия, пришедшего на смену Citroen BX. Дерзкое имя (с греч. хanthos — свет), яркий облик и интересные ходовые особенности подогрели интерес к новинке: в Европе она пользовалась хорошим спросом на протяжении почти десятилетия.
В 1995-м появился универсал Break.
Варианты кузова
При габаритах 4444×1755×1380 мм, весе в 1170 кг, клиренсе 16 см пятидверный хэтчбек выглядел пропорционально и гармонично. Нестандартная для таких параметров колесная база (2740 мм) обеспечивала просторный салон. Универсал сконструировали на пару сантиметров выше и 21,5 см длиннее.
Благородная классика
Удачный дизайн — заслуга главы знаменитого итальянского ателье Нуччо Бертоне. Элегантный вытянутый силуэт с оригинальной формы бампером в хромированном обрамлении, пологим задним стеклом, лаконичной оптикой задал высокую планку в своем сегменте. Благодаря харизматичному экстерьеру модель долго сохраняла актуальность.
Свобода внутри
Оформление интерьера ненавязчивое и уютное: строгая центральная панель с аналоговыми приборами, удобное расположение кнопок управления функциями авто, рулевая колонка с регулировкой по высоте, сдержанная цветовая гамма. Высокая посадка для водителя и большая пассажирская площадь гарантировали комфортную поездку для всех ее участников.
Багажное отделение объемом 480 литров (618 у SW) после сложения второго ряда в пол увеличивалось почти вдвое. Транспортировку длинномерных предметов облегчал лючок под подлокотником кресла.
Фирменный стиль
Переднеприводная платформа Citroen Xantia оснащена гидропневматической подвеской, способной работать в четырех положениях и изменять дорожный просвет от 90 до 235 мм. По сути это доработанный MacPherson, где роль амортизаторов выполняли специальные гидросферы. Конструкция обеспечивала непревзойденную плавность и мягкость хода на любом покрытии.
Activa
На Парижской выставке-1994 концерн представил уникальную для того времени Xantia Activa с системой поперечного управления SC CAR (Systeme Citroеn de Controle Actif du Roulis) — электронной гидроподвеской с функцией антикрена и изменяемой жесткостью в зависимости от дорожных условий. За дополнительную устойчивость отвечала пассивно подруливающая задняя ось. Механизм функционировал в двух режимах: для спокойной езды и спортивного драйва. Исключительное инженерное решение оказалось недешевым в обслуживании, поэтому модификация не получила широкого распространения.
Комплектации
Авто I поколения в базовом исполнении Х не отличалось широким набором опций. Список ограничивался ГУРом и центральным замком. Более продвинутая версия SX включала тахометр, кондиционер, электрические стеклоподъемники. В VSX предусмотрели противотуманки, электрозеркала, тонированные стекла, подушку безопасности, ABS. Топовую модификацию Activa можно было приобрести с климат-контролем, кожаной обивкой, деревянными вставками.
Силовые агрегаты
Изначально моторная линейка была представлена 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями от 1,6 до 2 литров мощностью 88−121 л.с. и 2-литровыми дизелями, выдававшими от 69 до 90 «лошадей». С выходом Brake и Activa перечень пополнился моторами 1,8 л (110 л.с.) и 2,0 л (147 л.с.) с турбонаддувом. Расход топлива в комбинированном цикле колебался от 5 до 7 литров на 100 километров. В качестве трансмиссии устанавливали 5-ступенчатую «механику» или 4-диапазонный «автомат».
1 звезда
Для обеспечения безопасности Ситроен оснастили защитными балками в дверях, подушкой для водителя, ремнями с ограничителями и преднатяжителями. Это не помогло хэтчбеку достойно пройти краш-тесты Euro NCAP: недоработка конструкция привела к тому, что при боковом ударе люди получали серьезные травмы головы и грудной клетки, а при лобовом — машину значительно деформировало. Итог — один балл из пяти возможных.
Рестайлинг
В 1998-м Ксантия изменилась как внешне, так и технически: подросла в габаритах (хэтчбек удлинился на 8 сантиметров, универсал — на 5), обзавелась модернизированным передним бампером, радиаторной решеткой, плавно перетекающей в капот, откидывающейся вверх задней дверью на покатой корме, внушительными арками с колесами R15.
Округлая приборная панель приобрела более современный вид, появились стильный четырехспицевой руль и тканевая обивка дверей. Среди опций обозначены боковые подушки и датчик дождя.
Ходовые качества
Гамму двигателей дополнили 2-литровый бензиновый агрегат (132 л.с.) и два мощных дизеля. V6 объемом 3 литра, 190 «лошадей» и 267 Нм крутящего момента разгонялся до «сотни» за 8,4 секунды, а экономичный турбированный мотор (2,0 л, 110 л.с.) с устройством непосредственного впрыска топлива Common Rail в среднем потреблял 4,7 л/100 км.
Завершение производства
Ксантия никого не оставляла равнодушным: ее любили за экстравагантность и эксклюзивность, ругали за недолговечность и дорогое обслуживание. В 2002 г Ситроен Xantia навсегда покинула европейский рынок, задержавшись еще на 8 лет в Иране. На смену ей пришел солидный С5.