Citroen 2CV — культовая микролитражка, выпускавшаяся более сорока лет. На исторической родине во Франции она впервые доказала, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. За годы продаж счастливыми обладателями 2CV стали 4 миллиона человек.
К серийному производству 2CV концерн Ситроен шел с 1935 года, когда его глава Пьер-Жюль Буланже задумал сконструировать машину, которая будет пользоваться спросом у фермеров и ремесленников. Это означало, что она должна быть выгодной по цене, адаптированной для разбитых дорог и удобной для перевозки небольших грузов.
В 1937-м появился прототип Ситроен «де шво» (с фр. deux chevaux vapeur — две лошадиные силы), названный TPV (фр. Très Petite Voiture — особо малый автомобиль). На деле двухместный транспорт с брезентовым кузовом и мотоциклетным движком от BMW выжимал 9 л.с., разгонялся до 60 км/ч, потреблял 3 литра на 100 километров и стоил втрое дешевле любого серийного Ситроена. Все 300 созданных экземпляров обладали индивидуальными чертами и отличались друг от друга. По рассказам современников, Буланже лично тестировал каждое авто, садясь в него в цилиндре. Если головной убор падал, верхний каркас переделывали.
К Парижскому салону-1939 флагман дополнили двухцилиндровым силовым агрегатом объемом 375 см³, передней фарой, стеклоочистителем, реечным рулевым управлением и креслами-шезлонгами.
Война внесла свои коррективы в развитие европейского автопрома. Во время оккупации Франции почти все TPV уничтожили. С единственного сохранившегося прототипа Citroen 2CV, представленного на выставке в 1948 году, начался новый виток массового производства. Уже через год модель «взорвала» автомобильный рынок.
Переднеприводный «де шво» получил экстравагантный экстерьер от известного итальянского дизайнера Фламинио Бертони, прочный стальной корпус с матерчатой крышей, две передние фары, четырехместный салон с традиционными сиденьями, модернизированную мягкую подвеску, двигатель воздушного охлаждения, 4-ступенчатую механическую трансмиссию. За скромные габариты (3780×1480×1600 мм), вес в полтонны, горбатый кузов, серый цвет, смешную оптику и бедное оснащение автомобиль прозвали «Гадким утенком», что не помешало ему стать всеобщим любимцем.
В первые месяцы очередь из желающих приобрести 2CV растянулась на 6 лет. Право приоритетной покупки отдали целевой аудитории: врачам, коммивояжерам, сельскохозяйственным и социальным работникам.
В следующие два десятилетия компания Ситроен пыталась повторить коммерческий успех, выпуская вариации в других сегментах. В 1951 году появился фургон Camionette со съемным задним диваном, в 1960 — полноприводный Citroën Sahara с 2 двигателями. Чуть позже люксовая Dyane и мини-внедорожник Mehari. На вооружении Королевского военно-морского флота Великобритании состоял пикап на базе «де шво».
Вплоть до 90-х гг 2CV несколько раз менял облик и оснащение: обновленный капот с фигурными выштамповками, прямоугольные фары, 602-кубовый мотор, работавший на неэтилированном бензине.
2СV — настоящий герой кинематографа: его снимали в популярных французских комедиях и одной из частей «бондианы». Модель использовалась в тысячекилометровых ралли и кольцевых гонках. Активно распространялись сувенирные экземпляры, посвященные различным спортивным соревнованиям, рекламным акциям и пр.
Citroen 2CV завершил жизненный цикл в 1990 году, так и не получив преемника, хотя на его платформе построили большое количество авто. Он вошел в историю как самый дешевый и покупаемый автомобиль. Простой, проходимый и доступный, 2СV — воплощение своей эпохи, где машина не признак привилегированности, а инструмент, облегчающий повседневную жизнь.